Автор статьи: Отображаемое имя
Про гаджеты много не бывает?

Про гаджеты много не бывает?

  • 06.03.2023
  • 124 Просмотра

Тема интернет – зависимости  не теряет свою актуальность, а количество детей с интернет- и гаджет-зависимостью увеличивается.

Мы росли совсем в другое время. У нас нет детского опыта общения с помощью смартфонов и компьютеров.  И так как наши родители не вытаскивали нас из-за компьютера, несмотря на бурные протесты,  это не  входит в нашу внутреннюю родительскую модель. У нас нет знаний о том, что нужно делать в подобной ситуации. Впервые перед нами стоит задача, с которой не поможет справиться опыт прошлых поколений.   Поэтому приходится часто приходить ко всему опытным путем.

Недавно в интернете появилась даже азбука нового поколения, поколения детей, для которых Я – это Яндекс,  Ю – Ютуб, а Ъ – КоммерсантЪ.

Давайте коротко рассмотрим,  какие возможности есть  у гаджетов и компьютера.

  1. Развлечения. Это отличный способ развлечения. Большинство игр вызывают важные для ребенка эмоции – возбуждение, напряжение, здоровый смех, радость от прохождения уровней. Кроме того, раз детей это развлекает, жизнь родителей становится намного проще. Это дает им возможность заняться другими делами.
  2. Отдых, расслабление. Нельзя недооценивать эту роль гаджетов. Дети часто бывают напряжены, и полчаса за компьютером или гаджетом после школы могут помочь восстановить силы.
  3. Образование. Прекрасное средство обучения детей, требующих особого внимания. Например, есть специальные программы для смартфонов, которые помогают в социализации детей с аутизмом.  Печатание на компьютере помогает детям, у которых есть проблемы с моторной координацией, развивает зрительно-моторную координацию.
  4. Социальные возможности. Большинство разговоров среди сверстников крутятся вокруг новых программ, игр. Для детей важно быть в курсе происходящего в мир гаджетов.
  5. Расширение интересов.
  6. Побуждение к творчеству.
  7. Знания в области информационных технологий.
  8. Независимость.

Чего тогда, собственно, беспокоиться? Опасность заключается в количестве проведенного времени и возможности формирования аддикции – зависимости.

Какие же опасности могут ожидать детей в сети.

  1. Поведение. Дети подражают тому, что видят. Конечно же, они это делают. К 18 годам подросток просматривает около 200 000 актов насилия. И это не считая стрелялок, игр. Во многих играх заложены приемы, используемые в вооруженных силах для того, чтобы сдвигать «порог жестокости» и поощрять солдат убивать. В результате возрастает вероятность того, что люди, склонные к жестокости, таковыми и станут, игры явятся катализаторами. Возможны импульсивные вспышки – легкая обидчивость, агрессия, неготовность ждать. Это связано с тем, что сидячий образ жизни не позволяет дать выхода энергии.
  2. Физическое состояние. Самая главная опасность – отсутствие активности. Для того, чтобы дети оставались здоровыми, они должны быть активными. Возникают проблемы с координацией (неуклюжесть), энергетический дисбаланс (гиперактивность, либо наоборот, вялость, инертность), экранное напряжение (скелетно-мышечные проблемы, боли в локте, спине, шее, глазные болезни).
  3. Образование. За последние 5 лет у детей сократился объем памяти. Дети привыкли к экранному общению, при котором их забрасывают постоянными визуальными и аудио-стимуляторами. Они находятся в мире, который полон звуковых фрагментов, без каких-либо усилий поглощаемых ими. Кроме того, возникает  риск «инфомании», когда ребенка постоянно отвлекает присутствующая техника. Он перестает концентрироваться на задании, так как его мозг находится в состоянии готовности реагировать на технику, а не сосредотачиваться на задании, которое необходимо выполнить.
  4. Отношения. Неполноценное общение с родителями.
  5. Взгляд на мир. Существует риск того, что дети приобретут искаженный взгляд на мир. У них могут развиться далекие от реальности представления о жизни. Например, появляются необоснованные страхи, формируются чересчур упрощенные ценности и стереотипы восприятия людей и эмоций.

 

Ниже представлены энцефалограммы головного мозга двух групп мужчин. Одна группа  ( верхний ряд) в течение двух недель НЕ играла в компьютерные игры. В то время как вторая группа мужчин играла в компьютерные игры в течение двух недель.  И, как  видите, произошло  угасание некоторых центров головного мозга.  А это центры самоконтроля и управления поведением. Вот почему игры опасны для еще несозревшего, несформировавшегося мозга ребенка.

          Как же формируется интернет аддикция. Механизм чрезвычайно сложен, попробуем  его описать несколько упрощенно.

  1. Происходит нарушение работы префронтальной коры. Именно здесь находится центр речи, двигательный отдел. Благодаря этим  отделам человек может прогнозировать, планировать, добиваться успехов в жизни. Истощение префронтальной коры (а доказано, что это происходит при интернет аддикции) чрезвычайно опасно не только для детей, но и для взрослых.
  2. Формируется интернет аддикция засчет медиатора дофамина – нейромедиатора удовольствия.  При аддикции происходит “бомбардировка” импульсами удовольствия. Поэтому у детей, быстрее, чем у взрослых  возникает  привыкание.
  3. Психологический «Эффект Зейгарник». Он заключается в том, что дети лучше запоминают незавершенное действие, чем завершенное. Поэтому ребенок стремится завершить игру. Но это не так-то просто. Каждый уровень завершается получением какого-то приза или дополнительных стимуляторов, что также способствует выбросу дофамина. И ребенок, стремясь завершить игру, прилипает к компьютеру, никакие другие центры в этот момент у него не могут быть задействованны. И даже если  его удастся  оторвать  от игры, в голове он все равно будет доигрывать, будет находиться в ней, пока не завершит действие. А завершить его в интернет игре достаточно сложно.
  4. И как следствие, нарушаются связи не только внутри полушариев, но и между ними. Кроме того, обрываются связи между высшими познавательными центрами и низшими, отвечающими за саморегуляцию. Все это приводит к замыканию нервных импульсов. И мы видим либо растормаживание, либо, наоборот, торможение.

 

Как же преодолеть интернет или гаджет-зависимость.

Скорее всего, вы пробовали что-то подобное

Ставили “родительский контроль”, пароли на компьютер, забирали у ребенка всевозможные устройства: мышь, клавиатуру, провода от монитора или питания компьютера, выключали и прятали роутер (модем).

Почему это не работает: пароли можно взломать, сбросить, угадать. Не стоит недооценивать способности  ребенка, который испытывает потребность в играх: он способен обучиться чему угодно. Провода, мышки и прочие комплектующие можно взять у знакомых. Бывает, что ребенок убегает из дома, идет на шантаж или закатывает такую истерику, что вам становится страшно за себя или его жизнь. Ограничивая ему доступ к играм и не предлагая ничего взамен, вы сильно рискуете.

Говорили, что друзья в интернете — ему не друзья.

Почему это не работает: часто виртуальные друзья геймеров — их единственные друзья. Если требуете от ребенка бросить компьютерные игры, он воспринимает это, как бросить своих друзей. Если есть проблемы с заведением знакомств, нужно решать именно эту проблему. Вряд ли он сможет начать знакомиться или поддержит какую-нибудь тему для разговора, кроме игровой.

Пытались объяснить, что игры — пустая трата способностей, талантов, потенциала.

Почему это не работает: видеоигры — место, где дети видят результат своих стараний и достижений. Они не понимают, зачем им нужно сидеть на уроках, или зачем вы работаете на работе, которая не приносит удовольствия. Открыто говорить ребенку, что игры пустая трата времени -унижение. Подростки признаются, что держат обиду на родителей, за то, что те игнорируют их игровые достижения. Вместо осуждения за пустую трату времени, проявляйте любопытство. Дети видят, что родителей после работы не интересует ничего в их жизни, кроме оценок в школе. Без признания значимости того, что делает ребенок, он не откроется. Без доверия вы не повлияете на ситуацию.

Возможно вы Просто оставили все как есть, переложив на детей ответственность за их выбор.

Почему это не работает: дети не в состоянии контролировать свое время. Они будут продолжать делать то, что вредно, но нравится, даже зная о негативных последствиях. Учитесь сами и учите ребенка планировать свое время. Покажите, что это может быть интересным и увлекательным занятием. Создавайте условия, которые не допустят потери внимания, чтобы можно было сосредоточиться на важных вещах.

      Что предпринять?

У большинства родителей нет какой-то стратегии, определенной системы для установления ограничений.  Обычно это происходит спонтанно: «О нет, ты уже долго сидишь за компьютером, немедленно выключи его!» Так тоже нельзя,  ребенок, возможно, завершает уровень в игре, и ему нужно “сохраниться”.

«Разгрузочный день»

Установите семейное правило: один день в неделю проводить без компьютера и гаджетов,  причем это касается всех членов семьи. Лучше всего выбрать для этого выходной день и посвятить его совместному досугу. Неважно, чем вы будете заниматься – пойдете в кино, на выставку или в гости, поедете на пикник или на дачу, главное – вы проведете этот день вместе за интересным занятием. Это не только даст возможность детскому организму отдохнуть от электроники, но и укрепит семейные отношения.

Не бойтесь, что ребенок начнет скучать. Часто детское творчество проявляется во всей красе именно когда они скучают и ищут, чем себя занять. Ребенок должен скучать. Даже младенец, скучая, учится развлекать себя сам.

Ограничения и правила вместо запретов

Договор с ребенком об определенном времени. Альтернативный вариант замены. Предложите ребенку «продолжение» мультиков, игр в  совместной реальной  игре или времяпровождении.

Медиадневник.

Часто мы сами недооцениваем количество времени, проведенного у экрана.  Процесс заполнения такого дневника всего неделю позволит узнать много нового.  Времени на заполнение  – пару минут в день. Здесь важно оставаться честным с самим собой: учитываются каждые 5 минут.

Пора устанавливать ограничения. Как сделать это правильно?

 

 Устанавливаем ограничение.  Самое безопасное время – 2 часа. Но если в настоящее время ребенок проводит за компьютером, например, 5 часов, то сократите это время до 4-х часов в течение месяца.  Предложите ребенку список идей, занятий, которыми он может заполнить образовавшийся вакуум.  Можно достаточно гибко подходить к экранному времени. Главное – чтобы правила были!!!

Медиачасы.

Очень хорошо, если бы ребенок спрашивал разрешения включить компьютер. Как только эта привычка утрачена, трудно сделать так, чтобы это снова вступило в силу.  Потому  что если ребенку нужно спрашивать разрешение, он быстрее начнет ценить медиавремя и отличать его от других занятий.  Перед  тем, как ребенок включит  компьютер,  договоритесь, сколько времени он за ним проведет.  Вы можете поставить таймер. Если  время заканчивается, позвольте завершить, сохранить  игру, чтобы он остался доволен своими достижениями.  Поместите таймер  рядом с компьютером. Дайте сигнал перед тем, как нужно будет выключать, например: «Осталось 5 минут».

Главное – придерживайтесь того времени, на которое вы договорились. Выдержите это. Говорите твердое: “Нет” на просьбу:  “Ну еще 5 минууут”. Глубоко вдохните, дождитесь, пока момент сопротивления  у ребенка пройдет. Будьте готовы, что он выльет на вас разочарование, злость.  Нужно переждать это. И хорошо бы сказать, что да, конечно ты злишься и расстроен, потому что тебе хотелось играть, но мы договорились. Проговорите это.

 Короткие промежутки времени.  Чем дольше ребенок сидит за гаджетом, тем труднее его оттащить от него.  За компьютером полчаса, например, вполне достаточно, чтобы закончить игру или перейти на другой уровень. Хорошо, если каждые полчаса вы будете стимулировать ребенка обратить внимание на что-то другое, хотя бы на 5 минут.

Экраны в спальне. У детей младше 12 лет в спальне не должно быть телевизора.

Прием пищи за компьютером должно быть особым поощрением, а не нормой.

Ограничьте время у компьютера с утра.

Не разрешайте ребенку сидеть у экрана перед тем, как ложиться спасть, или, тем более, после отбоя. Перехода экран – кровать не должно быть. Ребенку нужно время, что бы успокоиться.

Убедитесь, что в вашем доме есть периоды времени, когда компьютер, телевизор, гаджеты выключены. Не должно быть постоянного фонового изображения.

И самое главное – относитесь с уважением к увлечениям ребенка, не называйте их ерундой или глупостью, интересуйтесь играми, в которые он играет, выбирайте их вместе с ним. Это поможет сформировать доверительные отношения с  и повысит  готовность ребенка  прислушиваться к вашему мнению.

 

  • Поделиться:

Оставьте свой комментарий