Дорогие хорошие девочки, эта статья создана специально для вас.

Наверняка, вы замечали в себе внутренний голос, который говорит как НАДО, какой ДОЛЖНА быть, как себя вести, отвечать, сидеть, одеваться, говорить, общаться.

Когда ты стараешься быть хорошей, приходится следовать общественным ожиданиям, находиться в рамках. Ты буквально ощущаешь, как общество (разумеется, в твоей голове) тебя ограничивает. Пытаешься быть такой, какой тебя хотят видеть. 

Когда мы разбираем с клиенткой эту трудность, на сессии я всегда задаю вопросы:

Для кого стараешься?

Кто тебя хочет такой видеть?

Кто говорит, как НАДО, как ДОЛЖНА?

Чей этот голос в голове?

И тут обычно, отвечают либо «общество», либо «мама/папа/бабушка/дедушка», либо «родственники». 

То есть когда мы были детьми и доверяли взрослым, нам значимые наши люди (чаще мама/бабушка) навязали кучу правил, как НАДО. И так как мы дети, мы верили этим взрослым, критически не осмысливали их слова, мы эти убеждения их проглотили. Так в нашей голове поселились эти ИНТРОЕКТЫ (слова и фразы родителей, которые в какой-то момент стали восприниматься, как собственные суждения), и Супер-эго (Сверх-Я), отвечающее за моральные установки человека, нормы поведения, моральные запреты, диктует нам как себя вести.

Этот синдром хорошей девочки часто встречается в моей практике. Расскажу об одном из них. Разумеется, публикую с разрешения клиентки, назовем ее условно Ольгой.

Я помню, что задала ей одно очень эффективное домашнее задание: прописать что она приобретает и что теряет, когда надевает маску хорошей девочки. Иными словами прописать плюсы и минусы быть хорошей.

И знаете, что у неё получилось? 

В плюсах указала, что она нравится маме, отцу и другим людям, «могу получить скорее всего позитивную обратную связь». В колонке с минусами прописала: «вызываю шквал эмоций, в том числе негативных». Заметили иррациональную установку? 

Якобы быть хорошей – это значит получать только позитив в ответ, а быть нехорошей – только негатив.

Но на самом деле, осуждать будут в любом случае, негативная обратная связь будет в любом случае, какой бы вы ни были.

Вероятность того, что она будет 50%, то есть половина. И вовсе нет никаких гарантий, что быть хорошей – это значит купаться в лучах одобрения. Нет, все равно будут осуждать, критиковать и так далее (уж поверьте, найдут за что).

 

Плюсов больше Оля не нашла, но вот минусов написала много:

«Надо быть другой, подстраиваться, унижаться, 

не проявлять злость, 

быть удобной, 

нет личных границ, 

не могу возразить, убедить, настоять на своем, со всеми соглашаюсь». 

Итогом было осознание пробовать в реальности отказывать, протестовать, учиться говорить «нет», «мне не нравится». 
На сессии мы разбирали конкретный случай, когда комплекс хорошей девочки ярко проявился:

«Помню случай в ресторане, принесли мне отвратительное второе к бизнес-ланчу: засохшую и холодную картошку по-деревенски и мясо с подсохшей и видно давно заветрившейся свининой, полкуска которой состояло из жира. Есть это совсем не хотелось, я поковыряла, но так и не смогла попросить официантку заменить блюдо».

Тогда я задала ей вопрос:

– Что это было за ощущение?

– Я почувствовала себя девочкой, лет 6-7, которой НЕЛЬЗЯ говорить, настаивать на своём, отказываться и уж тем более ЗЛИТЬСЯ. Я почувствовала, будто тошнота подступила ко мне, были неприятные ощущения в желудке, ком в горле.

– Какие мысли тогда возникли?

– «Я должна есть, что дают», «Нельзя отказываться», «Что о тебе подумают», «Ещё скажут, что капризная», «А если подойдёт управляющий (взрослый дядька), что я ему скажу?», «Надо потерпеть, уж ладно, оплачу счёт, но сюда больше не приду».

Увидели интроекты? Увидели запрет на проявленность? Запрет злиться?

Тогда мы начали работать с каждой иррациональной мыслью. Посмотрели, как каждая мысль влияет на поведение, заменили их на адаптивные. И в итоге выполнили терапевтическое упражнение, когда мы с Олей возвращались в ту ситуацию, и уже взрослая часть защитила ту маленькую девочку, которая не смогла выразить свои желания, сказать о том, что не нравилось. Мы снова проиграли эту ситуацию, и тогда клиентка уже смогла сказать о том, что ее не устраивает.

В качестве д/з был предложен поведенческий эксперимент – отказаться от невкусного блюда в ресторане. Результатом эксперимента девушка поделилась на сессии, сказала, что никто ее не осуждал и что говорить «не нравится» не так уж и страшно.

Если замечаете комплекс хорошей девочки у себя и видите только минусы от подобного поведения, записывайтесь на терапию.

А вам знаком комплекс хорошей девочки?
Буду рада вашей обратной связи и большим пальцам.
  • Поделиться:

Оставьте свой комментарий