Как проходят сессии в когнитивно-поведенческом подходе

Автор статьи: Кристина Вячеславовна Гореликова
Как проходят сессии в когнитивно-поведенческом подходе

КПТ помогает выявлять дисфункциональные мысли, убеждения и привычки. Почему дисфункциональные? Потому что такие мысли, убеждения и привычки негативно отражаются на эмоциональном состоянии, портят настроение и физическое самочувствие.

Еще Лао-Цзы сказал:

– Будьте внимательны к своим мыслям,

Они – начало ваших поступков.

КПТ предлагает не только выявить, но и скорректировать такие мысли, убеждения и привычки.

Проблемы, при которых эффективна КПТ:

  • панические атаки;
  • навязчивые мысли, ОКР;
  • ипохондрия;
  • фобии;
  • страхи, связанные с общением с людьми;
  • другие тревожные состояния и расстройства;
  • депрессии;
  • неуверенность в себе, проблемы с самооценкой;
  • стрессовые состояния;
  • переживания вины, стыда, гнева, обиды;
  • прокрастинация;
  • расстройства пищевого поведения;
  • проблемы во взаимоотношениях с людьми;
  • трудности при адаптации и многие другие психологические проблемы.

Когнитивная модель

На сессиях КПТ большое внимание уделяется психологическому просвещению. Наши мысли и убеждения влияют на эмоции, настроение, состояния, поведение, реакции на уровне тела. На первой и последующих сессиях психотерапевт объясняет это клиенту. Для лучшего понимания когнитивной модели используются схемы и пояснения на конкретных примерах.

Как проходят сессии в когнитивно поведенческом подходе

Разберем эту схему на примере.

Предположим, в кабинете находится 20 человек – сотрудников компании. И всем им объявляют, что компания – банкрот и они уволены.

Все 20 человек отреагируют одинаково? У всех двадцати будут одни и те же эмоции и настроение в связи с этим? Если нет, то тогда почему одному будет страшно, другому – грустно, третьему – обидно, четвертый– обрадуется?

Каждый сотрудник по-своему оценит ситуацию. Оценка – это те мысли, которые промелькнут в этот момент у него в голове в этой ситуации.

Первый подумает, что теперь он никогда и нигде больше не заработает денег. И испугается.
Второй убежден в своих возможностях трудоустройства. Но он подумает о том, какой был хороший коллектив, как удобно было добираться до офиса и о том. Что такого больше не будет. И погрустит в связи с этим.
Третий подумает о несправедливости решения об увольнении и мира в целом. И будет обижаться.
Четвертый подумает о том, как давно он хотел поменять работу и наконец-то обстоятельства его к этому подстегнули. И порадуется.

Что получается?

Ситуация одна и та же. Увольнение. Но ее разные оценки вызывают разные эмоции. Это, в свою очередь, влияет на поведение и реакции на уровне тела.

Поведение также влияет на мысли и убеждения. К примеру, молодой человек убежден в том, что выходить из дома – опасно. Он боится и избегает любых выходов на улицу. Избегающее поведение подкрепляет его убежденность в том, что на улице опасно.

Наша задача в связи с этим – выработать наиболее реалистичный взгляд на ситуацию и адаптивные стратегии поведения в связи с этим.

Как проводятся сессии в когнитивно-поведенческом подходе?

Сессии в КПТ структурированы.

Клиент рассказывает о своих проблемах. Уже на этом этапе психотерапевт помогает превратить проблемы в задачи – то, к чему хочется прийти в процессе психотерапии.

Проблема: не умею и боюсь выступать на публике.

Задача: снизить уровень тревоги и научиться публичным выступлениям.

Проблема: откладываю важные дела на потом.

Задача: приступать к выполнению важных дел своевременно.

Психотерапевт  анализирует и разъясняет клиенту, что и как повлияло на возникновение проблемы и что удерживает ее сейчас. Упор делается на настоящее, на то, какие мысли, убеждения и привычки сейчас удерживают проблему. Однако и прошлому уделяется внимание настолько, насколько это поможет в решении поставленных задач. Обращение к опыту прошлого способствует лучшему пониманию причин появления дисфункциональных мыслей и убеждений. А это помогает в выработке нового, адаптивного взгляда на ситуацию.

Для работы в КПТ нужна ручка и тетрадь для записей. К записям полезно обращаться в перерывах между сессиями.
При некоторых проблемах  клиенту предлагается заполнить психодиагностические опросники.  Например,  при жалобах на сниженную активность, плохое настроение, проблемы с аппетитом и сном.

В КПТ даются домашние задания. Сначала их дает психотерапевт, затем инициатива передается клиенту. Часть сессии посвящается обсуждению домашних заданий.

Вместе с исследованием проблем в КПТ большое внимание уделяется положительному опыту. Для этого ведутся различные дневники успехов и достижений. В них записывается то, что клиенту удается делать для решения проблемы.

Вместе с когнитивными в КПТ используются поведенческие техники. Например, поведенческий эксперимент. Техника помогает на практике проверить, насколько реалистичны автоматические мысли и убеждения.

Например, молодой человек боится знакомиться с девушками. Он убежден, что каждое знакомство обернется невыносимым для него осуждением, насмешками и выражением отвращения к нему. В ходе эксперимента он понимает, что реакции девушек на его инициативу могут быть разными. И даже если девушка отказывает, то необязательно она это делает с осуждением и насмешками. И даже если она выражает недовольство, это никак не повлияет на дальнейшую жизнь парня.

Выбор техник индивидуален. Зависит от клиентского случая, проблем и запросов, целей, которые хотите достичь на сессии.

В процессе терапии клиент учится:

    + выявлению у себя дисфункциональных мыслей убеждений, мыслительных и поведенческих привычек;
    + разным приемам и техникам по работе с дисфункциональными мыслями;
    + выработке адекватных убеждений о себе, людях и мире;
    + другим способам саморегуляции при дискомфортных состояниях;
    + планированию и формированию у себя желаемых поведенческих навыков.

Это благоприятно отражается на качестве жизни в разных ее сферах: работа, бизнес,  взаимоотношения в семье, здоровье, увлечения.

  • Поделиться:

Оставьте свой комментарий