Как мозг принимает решения?

Автор статьи: Отображаемое имя
Как мозг принимает решения?

Один из самых простых способов проиллюстрировать как мозг принимает решение и как он ошибается на примере зрения.

Бывало ли с вами когда-нибудь такое, что вы видите какой-то предмет и принимаете его не за то, чем он является?

Например манекен в магазине иногда можно принять за человека и даже извиниться перед ним, если вы его случайно задели. Скомканный пакет, валяющийся на улице, можно принять за кошку. А сколько змей, люди встречают в лесу, которые на деле оказываются корнями деревьев или просто засохшими ветками?

Обман зрения часто используют в визуальных искусствах, например фотограф Александр Хохлов и визажист Валерия Куцан создали боди-арт, на котором не сразу понятно, одна девушка на фото или их две.

Как мозг принимает решения

Почему так происходит?

Мозг одновременно получает огромное количество противоречивых сигналов. Отделы мозга собирают эту информацию и передают её в отдел, который сопоставляет эти сигналы и выдает результат – наше восприятие и поведение. На примере этой картины – мы видим два силуэта, но лишь один из них настоящий, а другой нарисованный. Мозг не сразу это понимает, т.к. внутри идет борьба сигналов, о том, что же изображено на этом фото.

Одна из причин порождения ошибок и иллюзий – это полученный предыдущий опыт.

Если бы вам никто и никогда не рассказывал, что существуют змеи, если бы вы никогда сами их не видели (в жизни или на видео), то при виде коряги в лесу у вас не возникнет ассоциация, что это может быть змея.

Так же мозгу свойственно принимать решение на основе эмоций, полученных от опыта.

Наверняка вы знаете людей, или возможно сами являетесь таким человеком, который в ресторане практически всегда заказывает одно и тоже блюдо, или ездит отдыхать из года в год в одно и тоже место.

А сколько раз, получая негативный опыт в сфере услуг вы обращались повторно в то место, где произошёл негативный опыт? Мозг запоминает весь этот опыт.

Но конечно все не так однозначно.

Основа принятия наших решений– это наши потребности. И у каждого человека в определенный момент времени, в мозгу происходит борьба, за удовлетворение той или иной потребности.

Как в случае с негативным опытом получения услуг.

Например многие не жалуют всякие бюрократические услуги, но продолжают ими пользоваться, потому что потребность получить ту или иную бумажку намного выше, чем потребность избежать стресса, связанного с обращением в то или иное учреждение.

А на примере блюда в ресторане, предположим, что для человека, который всегда выбирает одно и тоже блюдо– побеждает потребность в стабильности, а для того, кто не любит повторяться, важна потребность в новизне.

Исходя из доминирующей потребности происходит выбор.

Всегда ли мы осознанно или неосознанно всего лишь следуем доминирующей потребности и способны ли мы менять решение нашего мозга?

Эволюционно наш мозг заточен на получение ближайшего положительного результата. Многим действительно сложно следовать какой-то пусть и положительной, но слишком долгосрочной цели. Но возможность изменить паттерн мышления, выбора и поведения существует

Спойлер: этим, в том числе, занимается когнитивно-поведенческая терапия

  • Поделиться:

Оставьте свой комментарий